ЦЕЛЬ: 1. выявление,
раскрытие индивидуальных позиций, взглядов по вопросу охраны природы
2. обучение коммуникативным
умениям, способам участия в совместной деятельности
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
медиапроектор (презентация с понятием «глобальныепроблемы»; классификация проблем;
высказывания писателей, путешественников; картины загрязнения и природы);
фломастеры и бумага; картины природы.
Учащиеся в начале изучения темы
получили задание – изучить литературу по одной из экологических проблем и
приготовить сообщение.
Перед учащимися двое ведущих, их
выступление носит форму диалога. Вопросы, которые они задают чаще –
риторические, не требуют ответов. Но в ходе беседы они обращаются к аудитории.
ПЛАН : 1. оргмомент
2. актуализация знаний
3. диалог ведущих «Колокола
тревоги»
4. обсуждение проблем
5. создание продукта
6. заключительное слово ведущих и
учителя
ХОД УРОКА:
Тема урока – глобальные экологические
проблемы. В настоящее время особое значение приобретает осмысление глобальных
проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальные
проблемы вашими глазами – вот цель нашего урока. А построить урок хочется по
аналогии с областной контрольной работой. Вы получили задание, работали над проблемой;
мы рассмотрим возможности решения и в конце урока создадим продукт. Что мы
можем сделать в деле охраны природы здесь и сейчас? Наверное можем создать
письмо – обращение или плакат. Поэтому подумайте о том, что можно нарисовать,
написать в ходе урока.
Глобальными проблемами называют те проблемы, которые, во – первых,
касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и
социальных слоев; во – вторых, приводят к значительным экономическим и
социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому
существованию человеческой цивилизации; в – третьих, требуют для своего решения
сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и
народов.
Все глобальные проблемы можно объединить в
3 группы:
Проблемы экономического и политического
взаимодействия государств (интерсоциальные). Среди них наиболее
злободневными являются:
- глобальная
безопасность
- глобализация
политической власти и структуры гражданского общества
- преодоления
технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление
нового международного порядка.
Проблемы взаимодействия общества и природы (эколого
– социальные). В первую очередь это:
-
предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды
- обеспечение
человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией,
продовольствием)
- освоение
Мирового океана и космического пространства.
Проблемы взаимоотношений людей и общества
(социокультурные). Главные из них:
- проблема
роста народонаселения
- проблема
охраны и укрепления здоровья людей
- проблемы
образования и культурного роста.
Сегодня мы рассмотрим более подробно
экологические проблемы. Начнем мы с диалога ведущих – «Колокола тревоги»:
1 – ый:Во все времена колокола были вестниками тревоги.Они звучали «во дни торжеств» и людских бед.
По ком звонят они сегодня? Они звонят по каждому живущему на планете Земля! Они
возвещают о приблизившейся ко всем нам экологической катастрофе.
2 – ой:Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным
колпаком,
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в
капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы : больше не
могу…
1 – ый:Прежде люди не слишком внимательно
прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня
начали осознавать: наш дом, - планета Земля, в опасности! Она медленно
погибает…
2 – ой:Каждый день фауна земного шара становится
беднее на один вид животных.
1 – ый:Каждую неделю мы навсегда теряем один вид
растений.
1 – ый:5 млрд тонн углекислого газа ежедневно
выбрасывается в атмосферу.
2 – ой:На грани превращения в пустыню 20 млн
квадратных километров территории – это территория в два раза превышающая
площадь Канады. Великие умы прошлого предвидели последствия бездумного
покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить
себя, истребляя растительный и животный мир, отравляя землю, воду, воздух.
1 – ый:«Вполне возможно, что за последние недели с
лица Земли исчезла еще одна рептилия, еще одно растение. Я надеюсь, что это не
так, но я, точно знаю, что еще чьи – то дни уже сочтены…» - эти горькие слова
произнес известный английский писатель – натуралист Джеральд Даррелл. Мы живем
словно на пороховой бочке. Рядом с нами – бомбы замедленного действия, готовые
в любой момент взорваться.
2 – ой: Бомбы замедленного
действия?
1 – ый: Да! Это так называемые
ползучие катастрофы, когда беда накапливается незаметно. Бомба замедленного
действия – вода. Ее гибель – наша гибель. Бомба замедленного действия – это
воздух. Бомбы замедленного действия – перенаселение планеты, истощение
природных ресурсов, истончение озонового слоя, «парниковый эффект».
2 – ой: Так что же? Земля –
исчезающая планета?
1 – ый: Нет! Колокола тревоги
зазвучали вовремя. Но опасность катастрофы слишком велика.
2 – ой: (в руках глобус) Давайте
окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам
огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня она нуждается в
скорой экологической помощи. Учеными – экологами проводится «врачебный» осмотр
планеты.
1 – ый: Каков же диагноз?
2 – ой: Если говорить, пользуясь
терминологией американского ученого – биолога Поля Эрлиха, - «кожа» нашей
планеты, ее живая оболочка – биосфера – заболела раком. Повсюду
распространились «опухоли»: огромные нефтяные пятна на поверхности океанов;
завесы смога над городами. Словно гигантские «гнойники» на теле Земли – свалки.
Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» - асфальтовые дороги. Бетон продолжает
поглощать Землю. в опасности «легкие» планеты – тропические и хвойные леса.
Исчезновение их приобрело всемирный характер: «полысение» планеты сегодня
отчетливо видно из космоса.
1 – ый: Затуманились глаза Земли
– озера, моря, океаны. Уже более 35 лет назад в дневнике путешествия на судне
«Ра» известный норвежский ученый Тур Хейердал написал: «Посреди океана,
открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не
вымазаться в грязи…»
Учитель приглашает всех за круглый
стол. Ребята рассказывают о проблемах, учитель задает вопросы, направленные
на участие каждого в деле охраны природы.
Например:
После доклада о проблеме «отходы»
, учитель может предложить задания:
1) Определите степень санитарного
благоустройства нашего поселка по показателям:
1. Выявите наличие ливневой канализации,
мусоросборников, урн, асфальта.
2. Отметьте санитарно-гигиеническое
состояние участков около магазинов, пищевых бачков, мусорных контейнеров, урн.
3. Выявите причины загрязнения территории
отходами.
4. Как местные жители (Вы) воспринимают
загрязнение территории их проживания отходами.
2) Составьте список предметов,
которые из отходов могут превратиться в доходы.
3) Требования к свалкам и
соответствие им местной свалки.
После доклада об охране воздуха:
1) 2 команды: на листе бумаги
перечислите причины загрязнения воздуха в нашем районе.
2) Расскажите о влиянии состояния
воздуха на самочувствие жителей нашего города и села.
3) Перенесемся в 2100 год. Воздух
в городе кристально чист и прозрачен – ни копоти, ни пыли, ни газа.
Пофантазируйте, каким образом удалось прекратить загрязнение окружающей среды.
После доклада о загрязнении воды:
1)Назовите причины загрязнения берегов рек бытовыми
отходами.
2)Сколько воды мы потеряем за сутки, месяц, год, если из
плохо закрытого крана капает вода – 50 капель в минуту.
Учитель способствует выявлению и
раскрытию индивидуальных позиций, взглядов учащихся. После обсуждения проблем
учитель предлагает создать «продукт» урока( втечение 5-7
минут ). И защищают его.
Учитель задает домашнее задание:
написать письмо-обращение к жителям села.
Продолжают ведущие:
1 – ый: Так что же нам делать?!
Детство, отрочество, юность – прекраснейшая пора, когда не только весь мир, но
и сам себе кажешься вечным, бессмертным. И вдруг это великое чувство вечности
зеленого мира будет утрачено?
2 – ой: Мы не должны этого
допустить! Мне хочется зачитать вам слова астронома Х.Шепли, взятые эпиграфом к
книге В.Астафьева «Царь – рыба»: «Если мы будем вести себя как следует, то мы,
растения и животные, будем существовать в течение миллиардов лет, потому что на
Солнце есть большие запасы топлива и его расход прекрасно регулируется».
1 – ый: Человечество вступает в
новую эру существования – в эпоху, требующую кардинальной перестройки основных
ценностных шкал, новых принципов морали и нравственности, новых способов
разрешения противоречий. Иначе говоря, мы вступили в эпоху, когда людям, для
того, чтобы выжить, приходится думать по-иному.
2 – ой: Вы слышали о Всемирной
стратегии охраны природы, которую называют еще стратегией выживания
человечества? Документ подготовлен Международным союзом охраны природы, одобрен
Генеральной ассамблеей ООН и представляет собой своего рода кодекс поведения на
Земле. Стратегия призывает все страны мира объединить силы для спасения флоры и
фауны.
1 – ый: Быть или не быть
человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в
безжизненную пустыню – вот в чем вопрос. От личного участия каждого в движении
за мир и за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится
человечество в данный момент – в начале или в конце своего путешествия в
будущее.
2 – ой: Будем же беречь нашу
Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам
не дано… Земля с ее биосферой – величайшее чудо, и она у нас только одна.
Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мир спасет
надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце.
Заключительное слово учителя:Что сделать для того, чтобы человечество
сохранило все живое? Что же могу сделать я? Один из 6млрд людей. Если только
задавать вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится. Но
если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе смогут многое.
Спасибо за урок.
Приложение
Бытовые отходы
Городская или районная свалка мусора
должна удовлетворять ряду основныхтребований:
- территория, выбранная для
свалки, не должна затапливаться во время паводков;
- по возможности свалки надо
размещать так, чтобы ветер дул со стороны населенного пункта, а не наоборот;
- территорию предполагаемой
свалки надо заранее привести в порядок: снять верхний слой почвы с дерном,
пересадить отсюда деревья и кустарники, сделать удобными подъезды;
- поступающие отходы
распределять по территории свалки равномерным слоем;
- чтобы свалка не стала
источником неприятных запахов, рассадником грызунов и насекомых, чтобы отходы
не разносили птицы, необходимо мусор переслаивать с грунтом и плотно
трамбовать;
- после заполнения свалки ее
нужно засыпать, поверхность выровнять, покрыть почвой, настелить дерн. Затем
территорию озеленить или использовать в сельскохозяйственных целях.
60 кг
собранной бумаги сохраняет одно дерево. Подсчитайте, сколько деревьев сохранил
ваш класс в течение года или полугодия, собирая макулатуру?
Под Санкт-Петербургом есть специальный завод, на котором мусор
перестает быть мусором, а превращается в сырье. Из него с помощью сложных
магнитов извлекают металл, затем извлекают древесину, кожу, резину, пластмассы,
затем в огромном барабане под действием микроорганизмов масса перерабатывается
и превращается в удобрения.
Определите степень санитарного
благоустройства нашего поселка по показателям:
1. Выявите наличие ливневой канализации,
мусоросборников, урн, асфальта.
2. Отметьте санитарно-гигиеническое
состояние участков около магазинов, пищевых бачков, мусорных контейнеров, урн.
3. Выявите причины загрязнения территории
отходами.
4. Как местные жители (Вы) воспринимают
загрязнение территории их проживания отходами.