Воскресенье, 19.05.2024, 03:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Виртуальное МО учителей географии Каменского района

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Логунова

«Здоровье - не всё, но все
[ Скачать с сервера (127.0 Kb) ] 28.01.2010, 09:08
Обоснование актуальности программы Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют более высокие требования к человеку, его здоровью. К тому же, состояние здоровья подрастающего поколения является одним из основных показателей успешности модернизации общества в целом. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация определяется средой, в которой он живет. Для ребенка с 7 лет такой средой является школа, т.к. более 70% времени связано с ней. Школьные годы – это годы роста и развития, годы, когда организм особенно восприимчив не только к благоприятным, но и к неблагоприятным условиям. Поэтому перед ОУ стоит задача: создание условий для сохранения здоровья детей. Но оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, школы и дополнительного образования, и как результат совместной деятельности - единые взгляды на оздоровительную работу. Тревожным фактором последних лет стало ухудшение здоровья детей и молодых людей школьного возраста. Так по данным Института гигиены детей и подростков только 20 % юношей призывного возраста, если пользоваться мировыми стандартами при оценке их здоровья, могут служить в армии. Что касается девушек, то уже в подростковом возрасте у 9,9 % из них регистрируется дисгармоничное развитие. Почти две трети из них имеют хронические заболевания и нуждаются в оздоровлении, в противном случае рождаемые ими дети рискуют заболеть. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели по Каменскому району: 1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей. 2. 25-35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания. 3. 90-92 % выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны. 4. Только 8-10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми. 5. 5 % взрослого населения страны хронически больны, а, 95 % - находятся в «третьем состоянии». На состояние здоровья подрастающего поколения влияет целый ряд социально - экономических факторов, в свою очередь нарушения здоровья детей и молодёжи негативно сказываются на их способностях к освоению программ общего образования и, как следствие, на последующей профессиональной деятельности. С другой стороны, сама система образования в настоящий момент рассматривается как фактор, негативно влияющий на здоровье обучающихся, прежде всего через неадекватные учебные нагрузки. В ст. 2 Федерального закона «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека. Ст. 51 Закона « Об образовании» предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Образовательное учреждение в соответствии с существующим законодательством несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 28 закона « Об образовании» Минобразование России разработало нормативно – правовые документы по созданию оптимальных условий, обеспечивающих охрану здоровья, санитарные нормы и требования для детских учреждений. Выдвигаемая в указанных документах на передний план категория «качество образования», непосредственно связана с категорией «здоровье» как гармоничного сочетания физического, психического и социального благополучия. То есть процесс обучения не должен негативно отражаться на здоровье детей и подростков, в нём должны присутствовать формы активности, направленные на его развитие, более того, образование должно формировать потребность и навыки поддержания здорового образа жизни. Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом. Появилось много «новых» болезней – насилие, психические и эмоциональные расстройства, проблемы бедности, пренебрежение к своему здоровью. Дети остаются один на один с разнузданной рекламой алкогольных и табачных изделий, насилия и половой распущенности. Образовательный процесс также характеризуется стрессовыми ситуациями и перегрузками, что вызывает психические расстройства у учителей и учащихся, обуславливая ухудшение физического здоровья детей и педагогов. Очень часто росту заболеваемости детей в школе способствуют условия, не отвечающие санитарно – гигиеническим требованием и нормам, неправильные взаимоотношения учителей и учащихся. Таким образом, возникли серьёзные противоречия между: v необходимостью создания условий для сохранения здоровья учащихся в процессе обучения и низким уровнем финансирования образовательных учреждений и здравоохранения; v между потребностью пропаганды здорового образа жизни и отсутствием профессионально подготовленных кадров психологов, валеологов, преподавателей, владеющих здоровьесберегающими технологиями; v между стремлением родителей дать ребёнку качественное образование и невозможностью обеспечить ему полноценное материальное обеспечение и здоровый образ жизни. Как показывают результаты исследований, более чем у половины учащихся школ не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены. Все это ставит следующие задачи: v объединение усилий образования, здравоохранения и культуры по пропаганде ЗОЖ; v дальнейшее совершенствование организации медицинской помощи учащихся, повышение эффективности профилактической и оздоровительной работы среди учащихся, учителей и родителей; v обучение педагогов валеологическим принципам ведение уроков, мерам первичной профилактики и раннего выявления отклонений в состоянии здоровья ребёнка; v медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в состоянии здоровья, особенно в критические периоды его формирования: при поступлении в ДОУ, при поступлении в школу, при переходе к предметному обучению, в подростковый период и др. Для решения актуализированных проблем и противоречий разработана программа «Здоровый образ жизни». Цели и задачи программы.
Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов и учащихся ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья. Поэтому, основная цель программы – создание в образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, профилактика заболеваний и приобретение навыков здорового образа жизни, способствующих формированию у детей ответственного отношения к собственному здоровью. ЗАДАЧИ: v объединение усилий образования, здравоохранения и культуры по пропаганде ЗОЖ; v дальнейшее совершенствование организации медицинской помощи учащимся, повышение эффективности профилактических и оздоровительных работ среди учащихся, педагогов, родителей; v овладение педагогами технологиями здоровьесбережения, мерами профилактики и раннего выявления отклонений в состоянии здоровья ребёнка; v укрепление МТБ с целью профилактики и укрепления здоровья детей; v формирование реабилитационной базы в школе на основе внедрения спортивно – оздоровительных и медикаментозных и фито средств; v организация консультаций по оказанию помощи родителям по вопросам о физическом воспитании и оздоровлению детей. Планируемый результат 1. Учащиеся должны знать: какие факторы влияют на ухудшение, а какие – на улучшение их здоровья; v как уменьшить, нейтрализовать или компенсировать влияние вредных факторов; v как организовать свою учёбу и отдых с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья. Учащиеся должны уметь: v организовать свою учебную и внеурочную деятельность в соответствии с принципами здорового образа жизни; v противостоять негативному влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье; v оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим при несчастном случае; v правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях. 2. Педагоги должны обеспечить: v овладение учащимися необходимыми знаниями и умениями в области валеологии; v формирование в ОУ здоровьесберегающей, дидактической и воспитательной среды; v психолого – педагогический мониторинг самочувствия и утомляемости учащихся; v научно - обоснованное дозирование классных и домашних заданий; v участие учащихся в здоровьесберегающих мероприятиях; v использование данных медицинского мониторинга и рекомендаций врачей в интересах сохранения и развития здоровья каждого учащегося; v целенаправленную борьбу с вредными привычками учащихся; v индивидуальный подход к каждому учащемуся в зависимости от состояния его здоровья. 3. Родители должны помогать своим детям: v в овладении необходимыми знаниями и умениями в области валеологии; v в процессе организации ими учебной и досуговой деятельности; v в рациональной организации труда при выполнении домашних заданий; v в организации здоровой жизнедеятельности за рамками учебно – воспитательного процесса в школе; v в борьбе с вредными привычками. Функциональные обязанности: 1. Администрация ОУ осуществляет общую координацию взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в целях создания системы валеологического образования, осуществляет мотивационную, планирующую, организующую и контролирующую функции. Через систему органов самоуправления вовлекает в здоровьесберегающую деятельность учителей, учащихся и родителей. 2. Учителя, педагоги ДО, классные руководители разрабатывают вместе с медицинскими работниками, социальным педагогом программу сохранения и укрепления здоровья учащихся своего класса как в целом, так и индивидуально, согласно противопоказаниям в здоровье. Планируют проведение динамических пауз, прогулок на свежем воздухе. Являются организующим звеном пропаганды ЗОЖ для родителей учащихся своего класса. 3. Работники столовой организуют горячее питание. 4. Учитель ОБЖ формирует у учащихся сознательное отношение к вопросам личной безопасности окружающих. Формирует навыки экологической совместимости развивающегося человека и социального процесса общества. Учит избегать стрессовых ситуаций, выходить из них с наименьшими потерями. Учит безопасному поведению на улице и в быту. 5. Учитель физической культуры проводит диагностику развития физических качеств учащихся, работу по увеличению степени физической подготовленности учащихся, в том числе формирует жизненно важные двигательные навыки учащихся. 6. Заместитель директора по воспитательной работе оказывает помощь в организации воспитательной работы в классах, группах, направленной на формирование общей культуры личности, воспитание гражданственности и любви к Отечеству, уважение к окружающей природе. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча, пропаганде ЗОЖ. Развивает демократические основы жизни коллектива. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости и др. 7. Заведующая библиотекой организует выставки специальной литературы по ЗОЖ, проводит беседы с учащимися в читальном зале, оказывает помощь в подборе литературы учителям, классным руководителям по здоровьесберегающим технологиям.
Категория: Логунова | Добавил: география
Просмотров: 694 | Загрузок: 106 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz